Запуская новый онлайн-проект, предприниматель озабочен ассортиментом и привлечением покупателей. Курьерская доставка представляется второстепенным вопросом, кажется, что с нею все ясно.
В реальности комплекс логистических операций при курьерской доставке не так уж прост, и при недостаточной проработке стремительно губит самое блестящее начинание.
Так в чем же подвох?
Помимо самой курьерской доставки, интернет логистика включает фулфилмент – совокупность операций, предшествующих доставке и следующих за ней.
Если коротко, фулфилмент это:
- доставка товара от поставщиков на свой склад
- маркировка
- подбор и консолидация заказов
- упаковка
- маршрутизация по различным каналам доставки
- доставка возвратов и их обработка.
На старте проекта значение пары «доставка+фулфилмент» и ее финансовый вес часто недооценивают.
Если вы работаете в торговле всю жизнь, отладить процессы несложно, хотя оптимизировать расходы уже труднее.
Для новичка же логистика в целом и курьерская доставка в частности – настоящее минное поле.
На стадии единичных заказов продавец готов делать самостоятельно практически все: принимает звонки, упаковывает, часто сам занимается доставкой. Одновременно настраивает привлечение клиентов, ищет новый товар, выбивает скидки у поставщиков и решает финансовые вопросы.
До определенного момента подобная схема доставки работает на энтузиазме. Так запускается большинство интернет-стартапов с небольшими начальными инвестициями.
Наконец, товарная матрица сформирована, каналы продвижения приводят целевой трафик, появились клиенты из других городов. Рост объема отгрузок быстро выявляет проблемы логистики – заниматься доставкой своими силами становится невозможно.
Что в этом случае делает владелец растущего бизнеса?
Правильно. Ищет подрядчика для курьерской доставки.
И тут начинается самое интересное.
Крупные логистические компании выглядят убедительно и индустриально. Они демонстрируют на первый взгляд привлекательные условия. Однако на практике суммарная стоимость их услуг дополнительно к доставке может достигать 15-20% от суммы заказа. Детально тарифицируется хранение товара на складе и каждое действие с ним. Предъявляются жесткие требования к упаковке, штрихкодированию и печати накладных. Это также влечет дополнительные расходы – приходится покупать специальную технику и расходные материалы, чтобы печатать самостоятельно, либо оплачивать печать на условиях поставщика.
Такая модель курьерской доставки отлично подходит крупным проектам, но часто оказывается губительной для отважных стартапов. Маржа достается фулфилменту, а не торговой компании, которой в ценовых войнах и без того выживать непросто.